В России декриминализовано семейное насилие. У нас нет подходящих норм закона для преследования за харассмент или сталкинг. Жертвы абьюза фактически никак не защищены. Выбраться из трудной ситуации можно, но не все знают, как. Новая глава нашей игры «Гэбня» — о том, с какими проблемами и бедами можно столкнуться в отношениях, и как с ними справиться.

Скачать «Гэбню» можно в Play Market и App Store.

«Когда Команда 29 предложила мне поработать над сценарием для новой главы „Гэбни“, я согласилась сразу — мне казалось, что рассказать про домашнее насилие языком игры будет хорошей идеей, — говорит Александра Кокшарова, сценаристка „Гэбни“. — Почти сразу после начала работы я уехала в лондонский пресс-тур, организованный Thomson Reuters Foundation — ходила в шелтеры и кризисные центры для женщин, слушала людей, говорила с экспертами. Вернувшись в Петербург, я пришла в кризисный центр для женщин, и кажется, именно тогда мы поняли, что посвящать текстовый квест только теме домашнего насилия — плохая идея. Насилие не берется из ниоткуда: перед тем, как нанести первый удар, актор насилия долго прощупывает почву, чтобы затем выбить ее из под ног: запрещает, манипулирует, следит. Все не обязательно закончится самым страшным образом — все закончится так, если молчать об этом или оставаться безучастными. Героиня новой главы предпринимает попытки говорить о том, что с ней происходит и бороться за свое право не делать то, чего не хочет, но даже в этом случае не всегда побеждает, просто потому что всем остальным удобно ничего не видеть».

Сценарий игры мы писали вместе с Еленой Болюбах из Кризисного центра для женщин в Петербурге. Она любезно согласилась поделиться с нами своим бесценным опытом. Мы же предлагаем вам поддержать одну из немногих организаций на Северо-Западе, помогающих женщинам, подвергшимся насилию.

Поддержать кризисный центр

«Когда мы придумывали игру в 2017 году, нам было важно показать, как быть в ситуации столкновения с государственным произволом, — рассказывает Николай Овчинников, менеджер игрового проекта. — Однако культ силы, которым живет страна — это не только про полицию или суды. Это еще и про каждодневный ад, который многих ждет дома, про рабочую иерархию, построенную на страхе и давлении, про бытовой сексизм и насилие, которое бывает не только физическим. Государство тут тоже участвует: как источник обесценивания. Потому что когда ты обращаешься за помощью, тебе предлагают прийти, когда ты уже будешь мертв. Мы хотим, чтобы те, кто находится в „группе риска“ понимали, в чем их сила, где и как они могут получить помощь. Чтобы они знали: правда и закон — на их стороне, надо только знать, как добиваться своего».

Мы бы не смогли сделать нашу игру без Алисы Юридан и Александры Кокшаровой (Wonderzine), которые придумали сценарий, Виталии Чикнаевой, которая написала памятки для тех, кто столкнулся с насилием, и Юлии Саликеевой, которая нашла идеальное визуальное воплощение для этой истории.